Меню
16+

Сетевое издание «Бежтинский участок»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Актуальные вопросы реализации проекта закона о повышении пенсионного возраста

Автор: С.И. Белан
Доцент кафедры «финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Дагестанский университет народного хозяйства», к.э.н., доцент С.И. Белан

Необходимость повышения пенсионного возраста обусловлена рядом факторов:

1. Увеличением продолжительности жизни и изменением возраста трудоспособности населения

Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 лет до 67,5), а для женщин на 5,4 года (с 72,26 до 77,64).

Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 лет), а для женщин 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).

2. Ухудшением демографической ситуации в стране, связанной с низкой рождаемостью в 90-е годы и, соответственно, увеличением количества пенсионеров по отношению к работающим.

Для сведения:

В 1970 году было 3,7 человек трудоспособного возраста на одного пенсионера, к 2019 году этот показатель составит примерно 2 человека. Нагрузка на работающих будет увеличиваться и дальше – количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн. человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн. человек.

3. Необходимостью повышения среднего размера пенсий и доведение его с 32% в настоящее время до 40% по отношению к средней зарплате в соответствии с предлагаемой к ратификации Конвенцией «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения: не менее 40 процентов замещения обеспечением по старости (в частности, пенсией) утраченного дохода.

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.Средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2018 году составляет 14 414 рублей. При принятии предлагаемого закона средняя пенсия к 2025 г составит 20 000 руб.

Почему нельзя обойтись без этой меры?

В ближайшие годы необходимо обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров, т.е. индексацию пенсий выше инфляции. Важно понимать, что это возможно сделать, имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета. Увеличение количества занятых, в том числе, обеспечивается за счет продления трудоспособного периода, которое компенсирует сокращение количества граждан, находящихся в трудоспособном возрасте.

После официального установления действующего пенсионного возраста (60/55 лет) в СССР прошло уже более 60 лет, за этот период трудоспособность не могла не измениться.Россия — одна из последних стран на пространстве СНГ, кто приступает к изменению пенсионного возраста.

Историческая справка: Современные пенсии по старости в нашей стране появились из пенсий по инвалидности. Инвалиды могли обеспечиваться в случае потери трудоспособности вследствие наступления старости при наличии определенного стажа (декрет СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов»). В этом случае старческая дряхлость как основание утраты трудоспособности определялась по медицинским показаниям индивидуально в отношении каждого заинтересованного лица.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин начал устанавливаться в нашей стране для разных категорий рабочих еще в конце 20-х годов прошлого столетия и до настоящего времени не претерпел изменений. И впервые это произошло в отношении рабочих текстильной промышленности в соответствии с постановлением Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 г. N 5.

При этом в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла 43 года.

Затем в 1929 г. было введено пенсионное обеспечение по старости с таким же пенсионным возрастом для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»).

Сразу после этого, в З0-х годах ХХ века, пенсия по старости стала устанавливаться и рабочим других отраслей промышленности. Предложенные возрастные границы соответствовали данным статистики, которая показывала, что в среднем понижение или значительное ограничение трудоспособности, вызываемое физиологическими причинами, начинает резко проявляться у мужчин начиная с 60-летнего возраста, а у женщин — с 55 лет, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин —50 лет.

Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 г., подтвердил указанный обычный пенсионный возраст для всех рабочих и служащих. А в 1964 году этот пенсионный возраст был установлен также для членов колхозов.

Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин для назначения пенсии по старости, связанной с осуществлением трудовой деятельности, сохранялся и далее во всех пенсионных законах, которые сменяли друг друга в нашей стране по мере проведения пенсионных преобразований.

При этом если в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла 43 года, то сейчас — 73 года. Таким образом, в России (как и во всем мире) действующий пенсионный возраст был установлен в начале 20 века, во время тяжелейших (не сопоставимых с сегодняшним днем) условий труда и жизни, во время индустриализации и войн, затрагивающих все население, которое по сути работало в мобилизационных условиях. Причем основной (типичной) категорией пенсионеров являлись рабочие тяжелых производств.

С середины 20 века во всех странах мира, в том числе и в России, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда и жизни принципиально изменились, произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые.

Таким образом можно сделать вывод, что необходимость увеличения трудоспособного возраста назрела еще в конце 20 века, и её необходимо было осуществить вначале 21-го века вместе с изменением пенсионной системы.

Основные проблемы, стоящие перед реализацией данного закона

Необходимо осуществить объективный анализ проекта закона в регионах и принять конструктивные поправки в данный закон. В частности:

1. Стоит прислушаться к предложениям Федерации профсоюзов России о легализации серых схем начисления зарплаты, чтобы повысить отчисления в пенсионную систему и снизить нагрузку на официально работающих граждан. По данным ФНПР можно существенно – на 30-40% увеличить поступления пенсионных выплат от неофициально работающих граждан.

2. Необходимо детально рассмотреть механизмы начисления льготных пенсий, чтобы недостающие отчисления в пенсионную систему не перекладывать на тех, кто платит по полной схеме, а возложить на работодателей и государство в зависимости от формы собственности предприятий.

3. Разработать законодательные механизмы по страхованию работников предпенсионного возраста при досрочном увольнении и невозможностью трудоустройства в связи с реализацией данного закона на переходный период.

4. Разработать пакет документов по изменению всей пенсионной системы с учетом новых реальностей, в частности:

- уход от бальной системы начисления пенсий к более понятной и прозрачной системе;

- снятие ограничительных барьеров для работающих пенсионеров по начислению и учету страховых взносов при перерасчете пенсий (в настоящее время потолок перерасчета пенсий составляет 3 балла за год независимо от суммы страховых выплат;

- введение единых правил начисления страховых взносов для работающих граждан. В настоящее время после определенной суммы годового фонда зарплаты страховые выплаты снижаются с 22 до 10 %, что ограничивает поток поступления финансовых средств от работников с более высокой зарплатой;

- существующие льготы по выплатам страховых взносов от работников IT-сферы и свободных экономических зон необходимо покрывать из федерального бюджета, а не перекладывать на тех, кто платит их полностью;

Таким образом, следует рассмотреть проект данного закона с привлечением широкого круга компетентных специалистов в данной сфере.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5