Меню
16+

Сетевое издание «Бежтинский участок»

29.04.2021 10:39 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Распространение ислама в нашем крае

Автор: Председатель Совета старейшин при главе МО «Бежтинский участок», краевед, «Заслуженный работник муниципальной службы» Республики Дагестан М. Магомедов

Важную роль в распространении ислама в Дагестане сыграл Дербент. В начале VIII в. он стал опорным пунктом распространения ислама в горные районы. В Дербенте проживало множество «газиев» (борцы за веру).

Вслед за Дербентом ислам приняли в разное время жители таких известных в то время населенных пунктов как Ахты, Цахур, Кумух, Хунзах, Калакорейш, Уркарах, Гидатль, которые затем сами стали центрами исламизации соседних территорий.

К XIV в. ислам занял прочные позиции в районах, где проживали лезгины, табасаранцы, цахуры, рутульцы.

Фактически мусульманская религия была насаждена силой оружия. Походы мусульман в центральные районы Дагестана продолжались один за другим, и дербентские гази принимали в них самое деятельное участие.

Завоевания привели к огромным разрушениям городов, сел, сельскохозяйственных угодий, падению земледелия и ремесла, свертыванию торговли, к колоссальным человеческим жертвам.

Исламизация Дагестана не происходило одновременно в отдельных горных и высокогорных районах. Она была беспрецедентная, затянувшаяся почти на тысячелетие.

Столь длительное распространение мусульманской религии в Дагестане-итог стечения многих обстоятельств. Утверждение ислама шло с препятствиями. Еще были живучи языческие верования.

Определенные позиции на территории Дагестана занимала христианская религия. Жители Анкь-Ратля стали христианами в период, когда Грузию возглавил Давид IV Строитель (1089-1115гг.) и в период правления царицы Тамары (1184-1213гг.). Они тогда покорили горцев приграничных с Грузией районов.

Карах-опорный пункт распространения ислама в Анкь-Ратле

Относительно исламизации сел и обществ Анкь-Ратля имеются достоверные письменные источники. Процесс исламизации нашего края начался в последний четвертьXV века. В этот период сложились благоприятные условия для дальнейшего распространения и окончательного утверждения ислама.

Важную роль в распространении ислама в нашем крае сыграл Карах-аварский союз обществ, состоящий из 23 селений в долине реки Къарал-ор, с центром в с.Гачада. Ныне северная часть Чарадинского района. В конце XV века этот союз стал не только административно-экономическим и культурным, но и религиозно-идеологическим центром.

Происходило это благодаря усилиям праведных людей-потомков из рода Хамзы и Аббаса –дядей Пророка, которые постоянно находились в походах. В главе отрядов газиев они продолжали двигаться дальше, попутно распространяя религию и шариат, и дошли в 1475г. до Караха.

Тогда власть от шейха Ахмада и его сподвижников перешла в руки курайшитов Султан – Ахмада и Алибека и их последователей.

Это время-1475год начало принятия ислама жителями Караха и близлежащих окрестностей. Курайшиты Султан-Ахмад и Али-бек -руководители отрядов газиев на длительное время поселились в селении Тлярош области Къаралал. Они обратили всех жителей Караха в ислам и закрепили за ними их имущество.

Исламизация Анкь-Ратля

Затем Султан-Ахмад и Али-бек стали раздумывать над тем, как бы разузнать о делах в области Анкь-Ратль. Для этого они отправили к старшинам Анкь-Ратля письма и послов, однако ни от кого анкьратлинцев ответа не последовало. И долгое время между обоими сторонами продолжались безуспешные переговоры, не приводящие ни к войне, ни к примирению.

Тогда мудрецы и старейшины Анкь-Ратля провели совет, как это было принято у них в таких случаях, так как они опасались мощи воинства Султан-Ахмада и Али-бека. Еще со времен предков среди жителей Анкь-Ратля был распространен обычай, по которому в трудных ситуациях созывался совет старейшин обществ Анцух и Капуча.

Ведь они –анцухцы и капучины всегда были предводителями Анкь-Ратля. И так было принято с давних времен.

В таких важных делах джамааты обществ собирались обыкновенно на анцухском урочище Череле, потому что на сей долине можно удобно расположиться и она почти в центре Анкь-Ратля.

Тогда избранные лица из числа анцухцев и капучинцев, посоветовавшись со своими обществами, а затем со всеми жителями Анкь-Ратля и получив от них одобрение, отправились к Султан-Ахмаду и Али-беку с некоторыми условиями:

1.Оставить их жить так, как они жили раньше.

2.Оставить им все земли, которые принадлежали им ранее, а также оставить их пастбища и горы в тех же границах с другими обществами.

3.Чтобы они участвовали вместе с ними (Султан-Ахмадом и Али-беком) и их войском в газаватах и джихаде и также получали бы военные трофеи и налоги ( но после того как они полностью примут ислам).

Султан-Ахмад и Али-бек спокойно выслушали их обращение, и согласились с их требованиями и пожеланиями.

Отряд газиев под руководством Али-бека и Султан-Ахмада из с.Тлярош, прошел в верховьях карахского ущелья и оттуда перешел по перевалу Нукатль (3377 м.) в Анкь-Ратль, а именно в ущелье Богнода. Затем все войско газиев остановились в с.Анцух.

Переговоры между газиями-с одной стороны, анцухцами и капучинцами с другой стороны, завершились добровольным принятием ими ислама в 1476г. На 2021г. это произошло 545 лет назад.

Одновременно с анцухцами и капучинцамиислам приняли и находившиеся под их влиянием соседние общества: Кособ, Хорода, Томс и АнцIросу.

Согласно выдвинутому анцухцами и капучинцами условию, они отныне становились основным оплотом газийских отрядов, значительная часть которых формировалась уже из их числа.

Вскоре благодаря активности анцухцев и капучинцев добровольно приняли ислам и другие общества Анкь-Ратля: Тлодок, Тланада, Богнада, Ухнада и Таш. Они были взяты не прибегая к силе.

Сопротивление газиям оказало лишь общество Томурал. расположенное в верховьях реки Чурмут. Земли и 8 селений Томурал приходилось брать силой в ходе боев и кровопролитных сражений. Исламизация общества Томурал носил насильственный характер, сопровождались человеческими жертвами. Часть их селений были сожжены. Поэтому после исламизации на них была наложена джизйа (подушный налог) по 1 барашке в год с каждого хозяйства. Исламизация обществаТланадабыла отсрочена. За это они взяли на себя обязательство выплачивать в год по одному барану с каждого дома.

К 1482 г. полностью была завершена исламизация на всей территории Анкь-Ратля.

Общества Анцух и Капуча получили долю от этого, так как они вместе с Султан-Ахмадом и Али-беком и их войском принимали участие в сражениях. А остальные жители Анкь-Ратля были освобождены от джизйа, так как они не оказали никакого сопротивления. Султан-Ахмад и Али бек оставили абсолютно всем им их земли и горы в прежних границах.

Что касается гор Урухъ, начиная от ЛъимритIухъ до Алгьани, то они были переданы Султан-Ахмедом и Али-беком обществам Анцух и Капуча, потому что они заключили союз и объединились с ними по собственной воле, не оказав сопротивления.

Во всех населенных пунктах Анкь-Ратля были построены мечети, назначены над ними кадиев и правителей, установили среди них нормы и весы шариата.

Исламизация Цунты

КурайшитыАли-бек и Султан –Ахмад обязали анцухцев и капучинцев вести священную войну (джихад) против жителей области Цунтал до тех пор, пока те не примут ислам и не станут исполнять все нормы шариата или же не станут покорно выплачивать джизйу.

Жители областей Анцух и Капуча согласились во главе всей области Анкь-Ратль вести дело джихада, а Султан- Ахмад и Али-бек, поручив анцухцам и капучинцам все дела общества Анкь- Ратль, вернулись обратно в Тлярош.

После чего анцухцы и капучинцы вместо со всем войском остального Анкь-Ратля начали вести священную войну с областью Цунтал (Дидо).

Первым делом их войска в 1483 году двинулись по ущелью Жамод, и через перевальную дорогу (2840м.) вошли в сел. Шаитли. Жители сел. Шаитли без сопротивления приняли ислам. Это село стало в качестве одного из опорных центров газиев на территории Цунты.

Однако попытка газиев добровольно исламизировать кидеринцев не увенчались успехом. Продолжавшиеся два дня переговоры не дали результата. Они упорно защищали свои христианские ценности. Видя безуспешность мирного диалога с кидеринцами, дав им время для размышления, войска анкьратлинцев двинулись дальше. Другие, соседние малые населенные пункты, Генухской котловины, сдались мусульманам с большим сопротивлением.

Отсюда войска анкьратлицев спустились в центр Цунты-сел. Мокок, который при посредничестве шаитлинцев добровольно приняли ислам. Мокок стал вторым опорным центром исламизации Цунты.

Из множества населенных пунктов Цунты только жители Шаитли и Мокок, где были опытные мудрецы и информированные старейшины, приняли ислам добровольно.

А остальные населенные пункты Цунты приняли ислам в течение нескольких лет (1483-1490г.г.) в насильственной форме. Анцухцы и капучинцы вместе со всем войском Анкь-Ратля вели священную войну с областью Цунтал. С помощью Всевышнего они в конце концов завоевали земли цунтинцев (в том числе и кидеринцев), наложили на каждый их дом джизйу и харадж.

Исключение составили жители сел Мокок и Шаитли, так как они поддержали анкьратлинцев и оказали им радушное гостеприимство, когда те шли через них в поход и возвращались обратно.

Поэтому джизйа была наложена, на всех жителей сел. Цунты, кроме Шаитли и Мокок, потому что они не оказали сопротивление.

Они платили джизйа ежегодно, вплоть до 1770г. по одному овцу с двух хозяйств.

Джизйа – это подушная подать, от которой освобождаются женщины, дети, старики. Его платили только мужчины исполнившие пора зрелости.

Собранные средства джизьи шли газийскому войску на покупку оружия, лошадей, продуктов питания, на организацию походов.

Затем анкьратлинцы, мобилизовав местное население, построили там мечети, назначили над ними кадиев и правителей, установили среди них нормы и весы шариата.

Согласно информации источников, вплоть до 1770г. под влиянием Анцух и Капуча находился почти весь Анкь-Ратль, а также Цунта.

Анцухцам и капучинцам удалось этого добиться благодаря тому, что они в качестве газиев возглавляли процесс исламизации южной части горной Аварии. Соответственно их право сбора налогов была «освящено» исламским правом, а также реальной военной силой.

Побывавший здесь в 1829-1832 годах И.И. Норденстам – старший адъютант штаба Отдельного Кавказского корпуса в своей работе «Описание Антль-Ратля» (1832г.) пишет:

- по рассказам жителей, Анцух и Хуанал (Капуча) в прежние времена составляли одно общество под названием Анцуха. Общество сие было тогда самое сильное в Антк–Ратле и славилось во всем Дагестане своим могуществом и богатством. Дидойские племена были им подвластны вроде крестьян и платили ежегодно дань. Вследствие времени начались несогласие и распри между деревнями, находящимися на Шара-Оръа, и теми, которые расположены на Кудаб-Оръа, так что сии последние отделились и составили особое общество под названием Хуанала (Капуча).

Сим разделением Анцух сделался гораздо слабее, и на прочие общества Антк-Ратлья уже не имел прежнего влияния.

Видя несогласие между своими владельцами, дидойцы хотя еще явно не смели отказаться от платежа наложенной на них дани, но постепенно отклонялись от исполнения своих обязанностей и только ожидали благоприятного случая, чтобы совсем освободиться от ига анцухцев. Таковой случай вскоре после разделения Анцуха представился им.

Жители оттом рассказывают следующим образом. Тому назад около 80 или 100 лет (точнее в 1769г.) свирепствовала в Дагестане какая-то повальная и заразительная болезнь (по словам жителей не чума (Полагать должно, что это была холера, ибо дидойцы, живущие на другой системе вод, а отделены будучи только хребтом гор от Хуанала, не пострадали от сей болезни.

В 1830 году холера опять посетила Анцух и Капуча, от которой умирало очень много людей. Смертность была очень велика особенно в Анцухе и Хуанал, где народонаселение уменьшилось до того, что некому было работать и скот пропадал без присмотра. Величайшая холера поразила вначале сел. Хашархота и из числа их умерло сто двадцать душ верующих затем она поразила сел. Бежта и из числа их умерло в том году 300 душ, а переболев, вылечилось благодаря Аллаху сто душ, в том году она поразила также и Гарбутль. Остальные селения области Аллах избавил от нее. Это произошло в 1769 году.

Дидойцы, видя бедственное положение анцухцев и капучинцев, и чувствуя себя не слабее своих владельцев, воспользовались сим случаем и отказались от платежа дани, предъявив тому причину, что боятся заразы; прошёл год, другой, и они вовсе отказались от неисполнения прежних своих обязанностей.

Анцухцы и капучинцы сначала хотели силою оружия привести дидойцев в прежнее повиновение и потому обратились к своим соседям и просили у них помощи, но сии, пострадавшие также много от свирепствования упомянутой болезни, не в состоянии были помогать анцухцам и капучинцам, которые, не имея уже средств сами к приведению подвластных своих в покорность, вынуждены были оставить их в свободе. С тех пор дидойцы составляют особое общество, ни от кого не зависимое».

Этой датой является 1770 год.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2