Меню
16+

Сетевое издание «Бежтинский участок»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Кебедмухаммад ал-Бежти – «правитель дел Нажмуддина»

Автор: Абдулмажидов Р.С.
к.и.н. зав. отделом востоковедения ИИАЭ ДНЦ РАН г. Махачкала

Кебедмухаммад из Бежта родился в 1864г. в одном из главных аулов сильного союза общин Дагестана – Анкратля, в семье Султанмухаммада б. Малламухаммад б. Мухаммад. б. Рамазан ал-Бежти. Его отец был известным ученым, в совершенстве владевшим арабским и персидским языками. Кроме того, Султанмухаммад ал-Бежти принимал активное участие в общественно-политической жизни Юго-Западного Дагестана, дважды назначался наибом в имамате Шамиля (в 1844 и 1848 гг.).

Первоначальное образование Кебедмухаммад получил у своего отца, а затем обучался у других дагестанских алимов в аулах Корода, Ириб и Тлярош (в медресе известного ученого Халила Тлярошского). Кроме того, вместе со своим младшим братом Абдулмажидом, также получившим прекрасное образование, в медресе с. Белокан он учился у известного ученого Халила из Ангида. К сожалению, сохранилась лишь часть его крупной книжной коллекции, которая пострадала в ходе репрессий 1937 г. В числе сохранившихся рукописей значатся такие труды как: «Джами» (пользовавшийся в Дагестане популярностью комментарий Абдурахмана ал-Джами под названием «ал-Фаваид ад-Дийаийа» на сочинение «Кафия» Ибн ал-Хаджиба по грамматике арабского языка), переписанный в 1215 г.х. (1800) Ибрахимом из Генуха; «Имтихан ал-азкия» и «Икхан» (произведения по грамматике известного турецкого ученного Мухаммада ал-Баркави); «Хашийат Шайх-заде» Мухаммада ал-Куджави Шайх-заде (субкомментарий к тафсиру Абдаллаха ал-Байдави под названием «Анвар ат-танзил ва аврар ат-тавил»); «ал-Арджузат манзумат фи баяни хаваси асмаи Аллахи» Нурудина ад-Динати (трактат по суфизму); «Фаваид кал-фараид» (в данном сочинении имеется многочисленные комментарии Муслима Урадинского), «Шарх ан-Унмузадж» (комментарий Мухаммада ал-Ардабили на «ал-Унмузадж фи-н-нахв» Махмуда аз-Замахшари) и т.д. Несколько рукописей переписано рукой самого Кебедмухаммада.

Сохранилось большое количество писем Кебедмухаммада, свидетельствующие о его переписке с другими видными дагестанскими богословами своего времени, в которых затрагивались вопросы арабской грамматики, фикха и исламской догматики: например, переписка по различным правовым вопросам с Ахилавом и Муслимом ал-Уради, Юсуфом ас-Салти и многие др. Кебедмухаммад написал несколько оригинальных сочинений по вопросам религиозной практики, в частности, о порядке совершения дополнительной молитвы в месяц Рамадан (таравих). Эти сочинения были созданы в ходе полемики, которая была инициирована его односельчанином Иман-Али ал-Бежти. Третьим ее участником был известный богослов, Муслим из Урада. Кроме того, Кебедмухаммад считался также превосходным знатоком фикха и математических наук. Сохранились предания о том, как он с легкостью проводил сложные математические расчеты. Его часто просили выступить арбитром в решении земельных конфликтов. Авторы монографического исследования «Бежтинцы в XIX – нач. XX вв.» сообщают о том, что он «составил пособие для обучающихся арабской грамоте и счету (четыре арифметических действия) на бежтинском языке» [1. с. 161], которое не дошло до наших дней.

Кебедмухаммад, также как и его отец, играл заметную роль в общественно-политической жизни Юго-Западного Дагестана. Лугуев С.А. и Магомедов Д.М. совершенно безосновательно утверждают, что Кебедмухаммад был «кадием мечети Темир-Хан-Шуры, наибом в Гунибе, председателем шариатского суда в Ботлихе» [1. с.161]. На самом деле, начиная с 1896 по 1920 гг., он занимал должности сначала депутата, затем кадия Гунибского Окружного суда и наиба Анцухо-Капучинского участка. Кебедмухаммад принимал активное участие в событиях, развернувшихся в Дагестане после Октябрьской революции: имел тесные контакты с Кайтмазом Алихановым и Нажмудином Гоцинским. В ходе контрреволюционного восстания, поднятого последним, он руководил восставшими жителями Анцухо-Капучинского участка.

Кроме того, Лугуев С.А. и Магомедов Д.М. утверждают, что Кебедмухаммад «был известен страстными проповедями, направленными против Нажмутдина Гоцинского» [1. с.161]. Однако, выявленные нами архивные документы свидетельствуют об обратном. Кебедмухаммад написал несколько воззваний к горцам аварских обществ Карах, Тленсерух и Гидатль, в которых призывал бороться с властью большевиков. Так, обращаясь к обществам Карах и Тленсерух, он писал: «Всем ученым, умным, старикам, обществам Карах и Тлейсарухского участка Салам Божий. Дай Бог достигнуть Вам желанного, за этим дай бог вам здоровья. Так как нация большевиков есть самая низкая из наций Света, самая грязная, беспорядочная, которая не оставляет ученых, умных, буржуев на свете, которые убивают всех этих людей и отнимают имущество у хозяев и которые говорят, что ни Бога, ни пророка его нет на свете, и что свет живет сам собой. Это достоверно известно, что большевики такой народ. Большевики и работают для того, чтобы уничтожить Ислам и Шариат пророка, а теперь уничтожить последователей Ислама и Шариата со всего света. Что воспрещено Богом и Пророком они допускают и никакой веры в Бога у них нет.

Это все мы у них видели своими глазами. Мы выступили теперь для того, чтобы очистить от них нашу землю с Божьей помощью и по приказанию Имама Нажмуддина и Саид Бека Османчи, внука имама Шамиля, а также по приказанию Хайтмаза Аварского и Гайдара из плоскости. И вышли мы, чтобы поднять Слово Бога и сохранить от грязи большевиков Ислам. Нам есть полная сила из других государств: турок, англичан и американцев. И кроме них, и от других помощь деньгами, оружием и всем нужным для войны, без всякого сомнения. Вы посмотрите, не нужно ли нам бороться, чтобы отвергнуть их, которые уничтожают веру, повышенную Богом. Мы, с помощью Бога, очистили свои земли от грязи большевиков. Поставили в селах главарей Шариата, делающих все по приказанию Корана. В эти дни прибудет из Кахетии Нажмуддин в Дагестан. Если вы сомневаетесь в наших словах, то пришлите своего человека. Не думаете ли вы, что нужно помочь вере и исламу и Бог говорит, в Коране: помогай добру и не помогай злу. Если вы поможете, то и вам будет помощь. Вы не следуйте за главарями большевиков, они обманывают вас. Вы знайте, что нам дана самостоятельность всеми государствами и они прогонят большевиков. У большевиков нет сейчас силы. Все государства взяли на себя обязательство уничтожить большевиков. Вы не бойтесь их, а бойтесь Бога. Я, правитель дел Нажмуддина, ваш брат Кебед Магома» » [2. л.146-147].

Когда Нажмуддин Гоцинский вернулся из Грузии в Дагестан для поднятия контрреволюционного восстания, то первым делом он прибыл в Бежта. Как писал участник тех событий: «Авантюра самозванца Нажмутдина Гацинского началась в начале сентября 1920 г. в одном из отдаленных участков Гунибского округа, а именно Анцухо-Капучинского участка, сел. Бежета» [3. л.1]. Находившиеся там милиционеры Анцухо-Капучинского участка попытались оказать сопротивление, но, видя значительное превосходство сил Нажмуддина, перебрались в Гуниб. С помощью Кебедмухаммада в Бежте и соседнем Анцухе, Гоцинский «сгруппировал отряд в 200-350 человек, снабдил их вооружением и снаряжением, якобы привезенным из Грузии» [3. л.2]. В последующем, когда большевики перешли уже в наступление и попытались распространить советскую власть в Анкратле, Кебедмухаммад. был одним из организаторов сопротивления отряду М. Атаева в районе с. Кособ. Как писал участник этих событий: «А отряд наш в Анцухо-Капучинском участке, встретив превосходную силу противника, благодаря условиям местности, потерпев поражение, вернулся в укрепление Хунзах»[4. л.12]. Дело в том, что восставшие против большевиков жители Анцухо-Капучинского участка, под руководством Кебедмухаммада и полковника М. Джафарова устроили засаду красным партизанам, обрушив на них град камней.

Впоследствии Кебедмухаммад, осознав бесперспективность вооруженного противостояния, намеревался эмигрировать в Турцию. Он уже был на территории Грузии, когда узнал о том, что около 40 представителей его рода (Ч!аркьилал) были арестованы и заключены в хунзахскую тюрьму Подобную практику захвата в заложники родственников своих политических противников, большевики в Дагестане использовали неоднократно. Узнав об этом, Кебедмухаммад добровольно явился в Хунзах, после чего арестованные родственники были отпущены на свободу. Он находился в буйнакской тюрьме до 1928 г., и, как гласят семейные предания, был убит при попытке к бегству вместе с двумя своими сокамерниками

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41